Тренер команды Финикс Санз о маленьком баскетболе

«Когда дела обстоят не лучшим образом играйте в «маленький баскетбол». Когда хуже некуда играйте ещё «меньше».
Майк Д’Энтони, главный тренер команды «Финикс Санз».
«1.4. Победителем игры становится команда, которая по окончании игрового времени четвёртого периода или, если необходимо, дополнительного (-ых) периода (-ов) набрала большее количество очков».

Официальные правила баскетбола для женских и мужских команд. В последнее время модным и часто используемым стало выражение small ball. Что такое small ball, почему эту тактику связывают с игрой «Финикс Санз»? На самом деле понятие «маленького баскетбола» не началось с Д’Энтони, который проводит в НБА всего лишь третий сезон в качестве главного тренера «Санз». Основные мотивы такой игры появились в командах, которыми руководил Дон Нельсон: «Голден Стейт»(начало, середина 90-х) и «Даллас Маверикс»(конец 90-х, начало 2000-х). Именно нынешний президент «Даллас» является основоположником small ball.

Нельсон пришёл к такой модели игру не сразу. Так, например, «Милуоки Бакс», клуб в котором он начал свою карьеру тренера и провёл без малого 10 лет, в такой баскетбол почти не играл. Мне кажется, что смещение в сторону «маленького» баскетбола поначалу было вынужденным шагом для Дона Нельсона. Среди основных причин я назвал бы как возрастающую скорость игры в НБА, так и отсутствие в командах которыми руководил Нельсон высококлассных центрфорвардов, при наличии талантливых игроков на других позициях. Затем Нельсон увидел в этой игре сильные стороны, проникся её, и больше не отступал от своего детища.

Имея под рукой в разные годы таким исполнителей как Тим Хардуэй, Крис Мулин, Митч Ричмонд, Шарунас Марчюлёнис, Летрелл Спрюэл, Крис Уэббер, Стив Нэш, Майкл Финли и Дирк Новицки, Нельсон сделал ставку на быстрый и результативный баскетбол со своим девизом «неважно, сколько очков вы нам забьёте мы забьём вам больше». Нельсон не только предпочёл нападение защите, он также стал обширно использовать несоответствия в защите ещё одна отличительная особенность small ball. Стараясь создать как можно больше проблем обороне соперника, Нельсон пробовал всё, искал нестандартные решения: трёхочковые броски Манута Бола, игра Марчюлёниса спиной к кольцу (было принято считать, что в этом компоненте игры американцы намного сильнее). Неудивительно, что немецкого форварда Дирка Новицки «нашёл» именно Дон Нельсон. Более неудобного соперника, чем 213-сантиметровый снайпер тяжело себе представить. Но если Нельзон изобрёл «маленький» баскетбол, то Д’Энтони в последние два года его модернизировал и чуть более успешно имплантировал в плей-офф (что у Нельсона получалось не всегда).

Чем же эта тактика сильна, в чём её особенности? Во что предлагает «Финикс» поиграть своим оппонентам последние два года? Можно сказать, что это скоростной, комбинационный баскетбол, игра свингмэнов и снайперов, быстрых отрывов и искромётных атак. Но, на мой взгляд, успех этой тактики в первую очередь основан на преодолении двух психологических барьеров. Первый всеобщей уверенности в том, что позиционная атака команды должна быть основательной, тщательно продуманной и подготовленной. Долгие годы считалось, что нападение команды должно выглядеть именно так: вначале разыгрывающий должен показать выбранную им/тренером комбинацию, игроки должны его увидеть и начать движение, желательно чтобы в розыгрыше мяча участвовали все пять игроков команды… Small ball не согласен с этим, более того считает такой тип мышления устаревшим и предлагает свою альтернативу, резкую, живучею и молниеносную.

Вторая психологическая особенность «маленького» баскетбола использование того, что игроки соперника повсеместно подстраховывают друг друга. Помощь в защите обязательна в баскетболе, но за океаном она происходит автоматически. Определённый отпечаток наложило и то, что долгое время в НБА была запрещена зонная защита. Прийти на подмогу к игроку, чей соперник угрожает пройти под кольцо, стало, таким образом, инстинктом для американских баскетболистов. На этом инстинкте «играет» Д’Энтони. Наиболее интересны, эффективны и показательны полу-атаки команды из Аризоны. Я называю их полу-атаками, но это не значит, что они неполноценны. По своей структуре они вполне завершены, только «сжаты» во времени до минимума и не попадают под определение быстрого отрыва или позиционной атаки.

Это нечто среднее между быстрым отрывом и позиционным нападением. Задача любой комбинации в нападение это освобождение игрока для атаки с излюбленной позиции, либо создание условий для обыгрывания один на один. «Финикс» достигает этой цели на полпути, раньше, чем этого ожидает воспитанный в обычной баскетбольной школе противник; мыслящий стандартно и не ожидающий «маленького» и быстрого хода. Полу-атака команды зачастую вытекает из неудавшегося быстрого отрыва, когда игроки соперника уже вернулись в защиту, но ещё не успели полностью выстроить свои ряды. Все остальные команды лиги выдерживают в этой ситуации паузу и начинают строить «правильную» атаку, а баскетболисты «Санз» тут же, на месте, жалят соперника из-за дуги или уверенно атакуют со средней дистанции.

«Санз» достигает успеха за счёт скорости передвижения мяча по площадке и за счёт того, что игроки не бегут на кольцо, стараясь использовать численное преимущество именно там, а как бы рассыпаются в разные стороны, разбегаются по углам. И замирают. Здесь обязательно последует проход под кольцо, который создаст в ещё не окрепшей обороне соперника небольшое замешательство. Все бросятся помогать и постараются наказать возмутителя спокойствия. «Санз» только этого и ждут. Последует мгновенное наказание.

Снайпер «Финикса», который замер в углу площадки, придёт в действие. Именно на этом основана идея быстрых атак команды. Какая разница, будет ли бросок совершён на двадцатой секунде атаки или уже на восьмой? Если бросок правильный, подготовленный, то на процент его реализации не должна влиять такая «спешка». Это самое главное, что внушил своим подопечным Д’Энтони, тот самый психологический барьер, который необходимо преодолеть, чтобы играть в small ball.

В недавно завершившемся сезоне Майк Д’Энтони довёл свою тактику до точки кипения. Стартовая пятёрка «Финикса» образца конца регулярного чемпионата и плей-офф 2006 это уже чистый концентрат «маленького» баскетбола. Интересно, что как многое в жизни, это вышло почти случайно. «Санз» не планировал ускоряться и «уменьшаться» в этом году, скорее наоборот. После поражения от «Сан-Антонио», в полуфинале западной конференции больше года назад, руководством команды были приняты меры по усилению защитных строев, команду усилили Раджа Белл и Курт Томас. «Финикс» также добавил массы под кольцами, вернув Амаре на позицию номер четыре (подписав контракт с Брайаном Грантом и заполучив того же Курта Томаса).

Но травмы ряда высоких игроков изменили ситуацию. А когда команда отхватила в конце сезона на рынке свободных агентов высокого снайпера Тима Томаса, тренер «Финикса» и вовсе разошёлся. Борис Диао и Тим Томас на тех позициях, на которых играли Карл Мэллоун и Патрик Юинг, Чарльз Оукли и Билл Картрайт? Да, и довольно успешно. Снайперские качества Томаса, передачи Диао и скорость Мэриона составили интересную и крайне неудобную для соперника среднюю линию команды.

Тяжело говорить о «Финиксе», Д’Энтони и его применении стратегии «маленького» баскетбола и не упомянуть Стива Нэша. Тот баскетбол, который показывает команда в последние два года, во многом определяется наличием канадского разыгрывающего. Он держит в своих руках нити игры, без него не было бы такого высокого темпа игры, у команды не было бы столь чуткого руководителя.

Для того, чтобы играть на высочайших скоростях нужно не столь быстро бегать, сколько быстро думать. Большое значение имеет «первый» пас команды. Все эти вещи родная стихия Стива Нэша. Быстрое принятие решений, игра на скорости, потрясающее видение площадки. «Первая» передача Нэша покрывает 2/3 поля и телеоператор часто не успевает за этой передачей: мы видим уже приземляющегося на паркет Мэриона, после забитого сверху мяча.

На протяжении истории, мы иногда становимся свидетелями удивительного соответствия в понимании основных концепций игры между главным тренером команды и его лучшим баскетболистом. Такого игрока, без преувеличения, можно назвать играющим помощником тренера. Так понимали друг друга Джон Стоктон и Джерри Слоун, Боб Коузи и Ред Ауэрбах, так понимают друг друга Тим Данкан и Грегг Попович. Такое же согласие царит между Нэшем и Д’Энтони. Д’Энтони не реализовал бы потенциала «маленького» баскетбола без Нэша, а Стив Нэш не смог бы стать MVP лиги без «Финикса» и того баскетбола, который пропагандирует Д’Энтони.

Открытым остаётся лишь один вопрос: достаточно ли всего этого для достижения заветной цели команды, для того чтобы стать чемпионами? Уже два сезона Майк Д’Энтони ломает общепринятые рамки и идёт на эксперименты, он рискует, но… не пьёт шампанского. История также против американо-италянского специалиста. Несмотря на отличную игру в регулярном чемпионате, год за годом разбивались в плей-офф мечты «Голден Стейт». А самая близкая по характеру игры и подбору игроков к «Финикс Санз» команда, «Даллас Маверикс», не могла достичь ничего…, пока не взяла курс на агрессивную защиту и атлетизм в прошлом году, под руководством Эйвери Джонсона. Станем ли мы свидетелями первого «маленького» чемпиона ассоциации или Д’Энтони сменит направление, посчитав, что финал западной конференции, достижения двух последних сезонов команды, это потолок остро-атакующего баскетбола?

Добавить комментарий